vereshagin war apopheosКартина, которая вошла в сокровищницу мировой живописи, благодаря не искусно выписанным деталям, а удивительно точно и емко переданному художником ужасу войны, принадлежит кисти одного из самых грандиозных русских живописцев Василия Васильевича Верещагина.

«Апофеоз войны» – невозможно придумать более точного названия не самой картине, а результату того, что случается, когда в руках людей оказывается оружие. Ни в одной войне нет победителей и нет побежденных. Есть только гора черепов на мертвом желтом фоне разрушенного города и таких же мертвых деревьев. Так было раньше. Так есть сейчас. И так будет всегда. Боль, смерть, разрушения, невозможность восстановить утерянное и забыть произошедшее, а значит, снова боль и смерть.

Верещагин знал о войне не понаслышке. Он видел ее сам, когда был в Туркестане. Именно там появилась целая серия картин, посвященных не только самой войне, но жизни людей во время кровавых событий. Завершающим полотном как раз и стала картина «Апофеоз войны», которая сначала имела название «Торжество Тамерлана». Однако Верещагин быстро понял, что война – это понятие гораздо более объемное, чем поход одного полководца. На раме картины он так и написал, что посвящает ее всем завоевателям, которые были, есть и будут.

На полотне художник в самом центре изобразил гору черепов, причем на некоторых из них видны даже следы от ран. Дырка от пули или шрам от удара шашкой – на самом деле, это уже неважно. Результат один – гора человеческих обезличенных останков. На этой картине Верещагин не оставил ни одного сантиметра для жизни – здесь все уже умерло. Желтая пустыня – символ мертвой плоти, засохшие деревья, испепеляющие солнечные лучи, раскаленный воздух. Из живых существ здесь только вороны, но они точно не являются предвестниками воскрешения пропитанной смертью земли. И даже синее небо – вечный символ жизни – на этом полотне еще больше подчеркивает безысходность и жестокость случившегося.

«Апофеоз войны» – это картина, которую нужно воспринимать не только буквально, хотя пирамиды из черепов реально существовали и складывались по приказу Тамерлана. Полотно Верещагина пропитано символизмом и уже не имеет отношения к какому-то одному военному событию.

Картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Написана она в 1871 году. По словам Верещагина, посредством красок он лишь хотел донести до людей идею о мире.


Добавить комментарий

Защитный код


Обновить

Похожие статьи

Истории за портретами
Смотрят многие на красивые картины и понимают: знают максимум имя автора. Повезет, если в голове …
Известные полотна русских художников: часть 2
Русская живопись маслом уже давно будоражит умы критиков и простых людей, увлеченных искусством. Действительно, есть …
Известные полотна русских художников: часть 1
К сожалению, многие люди просто не имеют времени на посещение картинных галерей. Или не имеют …
Как писать картины маслом?
Многие люди, понаблюдавшие, как самозабвенно художники пишут натюрморты маслом, решают приобрести масляные краски, холст и …