Vasnetsov AlenushkaВаснецов должен был стать священником, а стал художником. Должен был писать обычный быт, а начал писать иллюстрации к русским народным сказкам. Конечно же, как таковыми иллюстрациями они не считались, но почему-то всегда у зрителей вызывали лишь ощущение «подлинной» сказки. Почему это так, а что еще более актуально – как Васнецов этого добился?

Секрет в том, что он не читает сказки, не пишет сказки, а просто внимательно их слушает, а потом показывает нам, зрителям, как эти истории отображаются у него в голове. И, конечно же, все эти картины имеют глубокий психологический подтекст, они показывают нам все те проблемы, которые постоянно можно наблюдать в жизни русского народа.

Картина «Аленушка», написанная в 1881 году, возникла после встречи художника с простенькой светловолосой девчушкой, гуляющей на берегу реки. Хоть название полотна и было просто «Аленушка», некоторые начали называть его «Дурочка Аленушка». Да, именно дурочка, ведь кто еще, кроме несмышленой девочки будет убиваться по пропавшему козленочку, отправиться его искать за тридевять земель, пойдет даже к старушке бабе Яге, а главное – кто, кроме этой просто девушки сможет так преуспеть в своем, казалось бы, бессмысленном предприятии?

Посмотрите на картину и скажите, что Вы видите. Девчушку с ее искренней наивностью и с огромной грустью в глазах, что сердце кровью обливается? Да, именно так. А теперь задайтесь вопросом: кто кроме Васнецова, полу-художника, полу-священника смог бы так изобразить эту чистую русскую душу?

Если присмотреться к девушке, сидящей на камне, то можно заметить, что этот момент безумства, этакой юродивости, еще и подчеркнут. Волосы спутаны, а в глазах, кроме печали, наблюдается и какой-то одержимый блеск.

При этом сама фигура Аленушки просто идеально вписывается в мрачный пейзаж: пестрота юбки находит свое отражение в листьях, плавающих в пруду, в листьях, трепещущих на осине, таком «боязливом» растении.  Спутанные волосы, румянец на щеке – все это буквально светится, тем самым отражаясь все в той же пожелтевшей листве.

Все в этой картине едино: начало осени, за которой неумолимо следует зима, беззащитность девушки, холодные камни, черный пруд и отчаяние во взгляде. Мы действительно попали в самую настоящую сказку. Но нам эту сказку никто не рассказывает, мы просто видим ее, ощущаем ее. Возникает такое чувство, что мы просто становимся немыми свидетелями событий, произошедших в какой-то истории, которая когда-то давно кому-то рассказывалась. 


Добавить комментарий

Защитный код


Обновить

Похожие статьи

Акимов Иван Акимович
Иван Акимович Акимов (1754-1812) посвятил всю свою сознательную жизнь Академии художеств Санкт-Петербурга. В ней прошли …