Французский живописец.В 1878-1879 годах посещал Школу изящных искусств, гд...

Французский живописец.
В 1878-1879 годах посещал Школу изящных искусств, где учился у Анри Лемана, в прошлом ученика Энгра.
В 1882-1883 годах Сёра, обладавший методичным мышлением, разработал новую графическую технику. Главная роль в выявлении формы и передаче пространства и света в его рисунках, выполненных углем и мелом, отводилась не линии, а тону: тем самым как бы предлагался графический эквивалент живописных "атмосферных" эффектов, которые демонстрировали импрессионисты. Будучи в глубине души сторонником классического направления в живописи, он испытал бесспорное влияние импрессионизма, а также научных теорий цвета, которые нашли свое отражение в его своеобразном, в высшей степени индивидуальном живописном языке.
Свои первые полотна художник показал на выставке Салона 1883 года, а также на Первой выставке Общества Независимых художников, оказавшись среди 400 живописцев, отвергнутых официальным Салоном 1884 года. Здесь произошла встреча художника с Полем Синьяком, вместе с которым он разработал новую художественную манеру, пуантилизм, в основу которой легла техника письма квадратными точечными мазками. Живописная поверхность картины, написанной в этой манере, подобно мозаике, состоит из множества мелких мазков в форме точек чистого цвета. Смотреть такую картину с близкого расстояния нельзя. Только на определенном расстоянии от полотна точки сливаются воедино, образуя изображение.
Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов, потому для обозначения созданного им метода возник термин "неоимпрессионизм", который предложил Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления в живописи. В пейзажах Сёра и его друзей Синьяка, Кросса и Люса изображения таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах Парижа и портовые доки, являло резкий контраст эстетике импрессионистов, поклонников гармонии и красоты, писавших живописные виды на берегах Сены.
В 1885 году художник познакомился с Камилем Писсарро, который также увлекся пуантилизмом. По приглашению Писсарро Сёра и Синьяк были допущены к участию в Восьмой выставке импрессионистов (1886). Вопрос об участии неоимпрессионистов обсуждался очень остро: ряд художников, в их числе Моне, Ренуар и Сислей, категорически отказались выставляться вместе с ними. Другие члены группы в лучшем случае были настроены скептически. Так Дега, в ответ на усилия Писсарро, вовсю расхваливающего достоинства "Гран-Жатт" и утверждавшего, что "картина интересная", едко ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво. В конце концов, было принято решение: картины Сёра и Синьяка будут представлены на выставке, но в отдельном зале, вместе с другими неоимпрессионистскими работами Писсаро и его сына.
Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт" (1884-1886) действительно представляла интерес: такого современное искусство еще не видело. Джордж Мур, друг импрессионистов, побывавший на этой выставке, отмечал возле картины постоянное оживление и "шумный хохот, утрированный для того, чтобы как можно больше обидеть".
Действие этой странной карти ны происходит на острове, расположенном на Сене к северо-западу от Парижа, - любимом месте отдыха парижан. Время действия - обычное воскресенье после полудня. На протяжении шести месяцев Сёра каждый день приезжал в Гран-Жатт для работы над подготовительными рисунками. Он сделал множество набросков и этюдов фигур, прежде чем перейти к завершающему этапу - разработке четко построенной композиции в мастерской. На время работы над картиной Сёра отказался от всякого общения, от встреч с друзьями: он был настолько поглощен работой, что иногда забывал даже пообедать. Когда картина была впервые выставлена, она вызвала взрыв негодования, как у большинства художников, так и у критиков. С редким единодушием те и другие осудили новаторскую технику, в которой была выполнена картина - пуантилизм.
Бельгийский поэт Верхарн пришел на выставку вместе со своим другом художником Тео Ван Риссельберге, который был так возмущен картиной Сёра, что сломал перед ней свою трость. Всего год спустя его возмущение сменится восхищением, и он станет одним из самых последовательных пуантилистов в истории искусства. А его спутник, очарованный живописью Сёра, напишет: "Господина Сёра называют ученым, алхимиком и еще Бог весть чем. Однако он использует научные эксперименты лишь с целью контроля над своим видением. Они придают ему уверенность. Что же здесь дурного? "Гран-Жатт" написана с подлинно первозданной наивностью и искренностью... Подобно тому как старые мастера, не боявшиеся показаться суровыми, располагали свои фигуры в иерархическом порядке, господин Сёра синтезирует позы, положения, походки. То, что сделали старые мастера для выражения своей эпохи, он делает для выражения современности, не меньше их заботясь о точности, сосредоточенности и искренности... Жесты гуляющих, группы, которые они образуют, их приход и уход - все полно значения".
В защиту картины выступил и критик Феликс Фенеон, дав как всегда взвешенный и четкий анализ. В те дни он писал: "Мы понимаем, почему импрессионисты, стремясь передать предельную яркость света, хотят заменить смесь на палитре оптической смесью, как это раньше иногда делал Делакруа.

Похожие статьи

Сюзанна Валадон: история жизни
Иногда жизненный путь художников XIX – начала XX века вызывает у зрителей больше интереса, чем …
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения" Сальвадора Дали
Искусство – вещь сложная и непонятная. Главная его загвоздка состоит в том, что какие-то вещи …
Сальвадор Дали
О Сальвадоре Дали известно многое, но, пожалуй, столько же остается неизвестным. Он, будучи эгоистом и …
No Thumbnail was found
Родилась в Москве, окончила художественную школу при институте им. В. ... …

Добавить комментарий

Защитный код


Обновить