KrikКогда-то, а точнее в 1982 году, Эдвард Мунк написал, что он просто гулял по дороге со своими товарищами. И тут увидел кроваво-красный закат, вызывающий какую-то дивную меланхолию и резкую боль под сердцем. Художник остановился и, дрожа от страха, прислонился к забору. Именно в этот момент прозвучал он – бесконечный крик, пронизывающий всю природу.

Разумеется, так Эдвард Мунк описывал появление своей знаменитой картины, ставшей настоящим знамением экспрессионизма. На самом же деле «Криков» - а именно такое название имеет картина – было несколько. Выполнены они все были в различных техниках: пастель, масло, литография. Одна картина, написанная пастелью, была продана, другие же и по сей день сохраняются в музеях.

Если окунуться в культуру конца 19 – начала 20 века, то можно заметить, что в тот момент на поверхность стали выходить абсолютно бессознательные архетипы, захватывающие наше сознание. Особенно популярным был Апокалипсис, который в то время приравнивался к гибели богов, а в свою очередь и к гибели общества как такового, а также культуры, мировосприятия и каких-либо высших ценностей.

Этот крик, увиденный нами на картине Мунка, был ни чем другим как зовом необузданной природы, неподвластной человеку стихии, стремящейся разрушить и поглотить понятное и культурное бытие. Это звучит страшно, а ощущается наверняка еще страшнее! Потому неудивительно, что в то время многие художники и даже философы сходили с ума от невозможности выдержать этот крик, крик природы!

Давайте внимательнее посмотрим на картину, что мы видим? Человеческое существо, сравниваемое с эмбрионом или мумией, кричит, но разве слышим мы его голос? Нет, этот слабенький крик меркнет, растворяется в оглушительном вое, раздающемся в голове. Но кто же издает этот звук? Нам, к сожалению, этого узнать не дано, остается лишь догадываться и с уверенностью твердить, что Оно – непознаваемо, находится за пределами нашего восприятия, мы можем лишь ощущать его, этот могучий крик, будоражащий наше сознание.

Пейзаж – небо, горы, мост – все это также захвачено этим криком, свернуто, словно в водоворот. Водоворот цветов: кроваво-красный, синий, желтый…Все они мчаться куда-то с оглушительной скоростью, унося наше сознание, унося все представления, всю так упорно построенную конструкцию безупречного разума.  Потому человеку на мосту и остается только в ужасе кричать, ведь еще немного и мир рассыплется как карточный домик.

Две другие фигуры, гуляющие по мосту, совершенно ничего не слышат, они уверены в надежности этого мира, в то время как разрывающийся, он постепенно улетает. Вот основная тема картины Мунка – отчаяние, ужас, одиночество того, кто познал мир, кто услышал – пусть отголосками – но крик природы. 

Похожие статьи

Что мы знаем о Клоде Моне?
Картины Моне узнаваемы по всему миру. Действительно, как не узнать удивительные пейзажи, наполненные светом, воздухом, …
Орест Кипренский: путь к славе и забвению
Удивительная история жизни русского живописца Ореста Кипренского поражает во всем: происхождение, поиски себя, признание в …
Крамской Иван Николаевич
Крамской Иван Николаевич появился на свет в 1837 году в Осторожске Воронежской губернии. Знаменит он …
"Скандальная" жизнь Караваджо
Караваджо был еще тот бунтарь. Наверное, если в 16 веке была бы желтая пресса, то …

Добавить комментарий

Защитный код


Обновить