104-001Из толпы было слышно то одобрительные, то, наоборот, весьма негативные выкрики. Молодого человека вели на казнь. Его лицо, после нескольких месяцев заключения, стало белее мела.  Бабы вытирали глаза от то и дело появлявшихся слезинок: такой юный, а уже приговорен. Мятежная молодежь не могла спокойно наблюдать за шествием, в душе давала обеты продолжить дело Каракозова, а пока стояла, только бессильно сжимая кулаки.

За всем этим следил 22-летний юноша, он не горевал, а подмечал все с фотографической точностью: большие, словно пустые, серые глаза, тонкую линию сжатых губ.  Здесь, во всем этом шуме, он не мог зарисовать юнца, да и не по-людски как-то это было. А прибежав домой, сразу схватился за лист бумаги и карандаш, метко и точно набросав портрет «преступника». И подписал его: «Каракозов, 1866 год». Этим художником был Илья Репин.

Когда отменили крепостное право, ему было лишь 17 лет. Репин видел все: проданных и покупаемых мужчин, женщин. Читал объявления о мастерстве того или иного человека. Вскоре селян «освободили», тем самым фактически лишив их всего. Вот прошло несколько лет, и общество всколыхнула новая печальная весть: в царя стреляли! И кто же? Революционер Каракозов!

Репина всегда интересовали образы людей, в особенности тех, которые не хотели мириться с мрачной действительностью, которые выступали против порядка, надеясь на светлое будущее. Он всегда раздумывал лишь над двумя темами: над ролью церкви и над ролью мятежников, решивших побороть самодержавство.

Именно эти две идеи и сплелись воедино в картине Репина под названием «Отказ от исповеди».  В камере тишина, несмотря на то, что там находятся всего два человека: приговоренный к смерти и остающийся жить – преступник и священник. Для первого все жизненные нити оборвутся уже на рассвете, но он не малодушничает, он стойко выдерживает это испытание, стремясь показать, что не сдастся, вопреки всему, останется верен своим убеждениям. Тут роли меняются, и трусит тот, кто, казалось бы, должен принести последнее утешение – прощение от Бога.

Картина была написана с 1879 по 1885. Она стояла на мольберте у Репина шесть лет. Все это время он размышлял над ней, додумывал, дорабатывал. Одно можно сказать точно – толчком к написанию подобного полотна послужил стих, прочтенный художников в 1879 году. Он так и назывался – «Последняя исповедь». Там священник, пришедший утешить страждущего, встретил вместо раскаяния и сломленной гордости высочайший полет духа.

Композиция картины достаточно проста: мы видим священника, повернутого к нам спиной; видим лицо умирающего, озаренное рассветными лучами.  Собственно, это лицо – уже картина: традиционный наряд арестанта, спутанные усы, измученные глаза. Но что это все в сравнении с могущественным духом, с презрением смерти?

На картине встретились не два человека, а два абсолютно противоположных мировоззрения: одно направленное в будущее, другое – в темноту. Разумеется, полотно выставлять было нельзя, оно так и оставалось нелегальным, но помогало всем выбирать правильный жизненный путь. 

Похожие статьи

Джорджия О'Кифф: она не любила цветы
Американская художница, картина которой «Белый цветок №1» была продана за рекордную сумму $44,4 млн, по …
No Thumbnail was found
Родился в 1864 г. в Сент- …
No Thumbnail was found
... …
No Thumbnail was found
Родился 20 апреля 1927 года в городе Туле. ... …

Добавить комментарий

Защитный код


Обновить