112-001Написанное в 1661 году полотно «Заговор Клавдия Цивилиса» занимает видное место не только в живописи Рембрандта, но и во всем западноевропейском искусстве 17 века.

Несомненно, этому сопутствовал ряд достаточно веских причин. Первая – сложность поставленной задачи. Рембрандт ведь, по сути, практически всегда занимался станковой живописью, а тут ему, искусному мастеру, поступил заказ написать монументальное полотно. Да и сам сюжет картины никак не относился к принятой в то время европейской тематике: Клавдий Цивилис призывал организовать восстание против Рима, а это в свою очередь служило аналогией к героическому нидерландскому прошлому, а именно к восстанию Нидерландов против испанского ига.

Сюжетная сторона картины основана на истории, рассказанной Тацитом, римским историком. Легенда гласила, что Клавдий под предлогом большого пиршества созвал в рощу наиболее смелых представителей своего племени и наиболее отважных жителей города, призвав их к восстанию. На полотне изображена кульминация истории – сцена клятвы, где каждый из приглашенных, скрестив меч, произносит священные слова.

К сожалению, первоначальный вариант картины не сохранился. О нем мы имеем понятие, лишь наблюдая эскиз. Так как монументальная живопись была для Рембрандта чем-то доселе незнакомым, он решил связать сюжет с окружающей сцену архитектурой. Рассматривая композицию картины, можно заметить, что все персонажи картины размещаются тремя симметричными группами. Это свидетельствует о том, что создавая эскиз, художник, прежде всего, опирался на монументальную живопись эпохи итальянского Возрождения, а именно на работы Рафаэля.  Тем не менее, традиционные для Ренессанса приемы Рембрандт отразил через призму своего собственного художественного восприятия, подчеркнув эмоциональность картины, таинственность действия и огромную роль персонажей.

В 1661 году, когда была написана картина, художник переживал поздний период своего творчества, характеризирующийся небольшим количеством персонажей, написанных с какой-то дивной психологической проникновенностью. Мимолетно задумываешься, способен ли Рембрандт того времени написать столь сложное полотно? Да, он оказался способен!

Главный герой, вождь батавов, несокрушим как скала! И хоть он не находится в центре полотна, все-таки именно этот образ и является ключевым во всей картине.

Хочется отметить еще то, что Рембрандт, создавая свой шедевр, в сущности, отбросил все принципы и формы того времени, касающиеся картин, написанных на историческую тему. Тем не менее, его полотно можно отнести к подлинно историческим объектам искусства. О его великом значении говорит и то, что «Заговор» перенес превращение из монументального творения в станковое, при этом не потеряв своего смысла. Но, к огромному сожалению, монументальная картина, так отличающаяся от принятого идеала, была утеряна навсегда! 

Похожие статьи

No Thumbnail was found
Окончил художественную школу при Академии Художеств. 1982 г. Окончил фил... …
No Thumbnail was found
... …
No Thumbnail was found
(24.ХI.1901, дер. Холмец Сычевского уезда Смоленской губернии - 9.VI.1930, Ленинград) …
No Thumbnail was found
... …

Добавить комментарий

Защитный код


Обновить