112-001Написанное в 1661 году полотно «Заговор Клавдия Цивилиса» занимает видное место не только в живописи Рембрандта, но и во всем западноевропейском искусстве 17 века.

Несомненно, этому сопутствовал ряд достаточно веских причин. Первая – сложность поставленной задачи. Рембрандт ведь, по сути, практически всегда занимался станковой живописью, а тут ему, искусному мастеру, поступил заказ написать монументальное полотно. Да и сам сюжет картины никак не относился к принятой в то время европейской тематике: Клавдий Цивилис призывал организовать восстание против Рима, а это в свою очередь служило аналогией к героическому нидерландскому прошлому, а именно к восстанию Нидерландов против испанского ига.

Сюжетная сторона картины основана на истории, рассказанной Тацитом, римским историком. Легенда гласила, что Клавдий под предлогом большого пиршества созвал в рощу наиболее смелых представителей своего племени и наиболее отважных жителей города, призвав их к восстанию. На полотне изображена кульминация истории – сцена клятвы, где каждый из приглашенных, скрестив меч, произносит священные слова.

К сожалению, первоначальный вариант картины не сохранился. О нем мы имеем понятие, лишь наблюдая эскиз. Так как монументальная живопись была для Рембрандта чем-то доселе незнакомым, он решил связать сюжет с окружающей сцену архитектурой. Рассматривая композицию картины, можно заметить, что все персонажи картины размещаются тремя симметричными группами. Это свидетельствует о том, что создавая эскиз, художник, прежде всего, опирался на монументальную живопись эпохи итальянского Возрождения, а именно на работы Рафаэля.  Тем не менее, традиционные для Ренессанса приемы Рембрандт отразил через призму своего собственного художественного восприятия, подчеркнув эмоциональность картины, таинственность действия и огромную роль персонажей.

В 1661 году, когда была написана картина, художник переживал поздний период своего творчества, характеризирующийся небольшим количеством персонажей, написанных с какой-то дивной психологической проникновенностью. Мимолетно задумываешься, способен ли Рембрандт того времени написать столь сложное полотно? Да, он оказался способен!

Главный герой, вождь батавов, несокрушим как скала! И хоть он не находится в центре полотна, все-таки именно этот образ и является ключевым во всей картине.

Хочется отметить еще то, что Рембрандт, создавая свой шедевр, в сущности, отбросил все принципы и формы того времени, касающиеся картин, написанных на историческую тему. Тем не менее, его полотно можно отнести к подлинно историческим объектам искусства. О его великом значении говорит и то, что «Заговор» перенес превращение из монументального творения в станковое, при этом не потеряв своего смысла. Но, к огромному сожалению, монументальная картина, так отличающаяся от принятого идеала, была утеряна навсегда! 


Добавить комментарий

Защитный код


Обновить

Похожие статьи

No Thumbnail was found
Окончил художественную школу при Академии Художеств. 1982 г. Окончил фил... …
No Thumbnail was found
... …
No Thumbnail was found
(24.ХI.1901, дер. Холмец Сычевского уезда Смоленской губернии - 9.VI.1930, Ленинград) …
No Thumbnail was found
... …