- Александра
- Обновлено 19.12.2014 23:48
Если Вы спросите у любителей живописи, кто была самой любимой девочкой испанцев, то услышите единогласный ответ: инфанта Маргарита. Действительно, данная представительница королевской знати настолько полюбилась испанским художникам, что оставила в искусстве след намного больший, чем в политике.
Родилась девочка практически случайно, а своим рождением, пожалуй, повергла бы в ужас современных генетиков. Однако кровосмешение для четы Габсбургов – это привычное дело, собственно говоря, оно их и сгубило. Так вот и вышло, что взрослый дядя Филипп женился на своей пятнадцатилетней племяннице Марианне, ведь надо было удержать в своих руках всю власть над страной. Результатом такого союза стала Маргарита, девочка ужасно слабая и маленькая, которой уже с самого рождения была уготовлена не больно-то приятная судьба: она должна была стать женой своего дяди.
Однако именно благодаря такой ужасной судьбе появились портреты инфанты, ведь девочка росла, а значит ее жених должен был постоянно следить за тем, как она меняется. Леопольду регулярно отправлялись своеобразные «фотоотчеты», автором которых в большинстве случаев был Веласкес.
На своем самом раннем портрете Маргарита изображена в возрасте трех лет, она еще настолько мала, что ее платье лишено кринолина, но уже имеет дорогую отделку. Девочка стоит, положив руку на стол, а ее лицо выражает крайнюю степень недовольства.
Через несколько лет появляется новый портрет Маргариты Терезы. Поза на нем аналогична первой, платье здесь уже изысканное, а в глазах так и сквозит печаль.
Шесть лет – никаких подпорок уже нет. Маленькая инфанта стоит гордо, в шикарном платье, края которого она поддерживает своим небольшими ручками. Теперь на лице девочки нет ни обиды, ни недовольства, на него легла печать безразличия.
Похожее платье надето на Маргарите в картине «Менины». Смотря на нее, мы понимаем, как же тяжело быть маленькой принцессой. Пожалуй, только на картинах Веласкеса мы видим то, как любил художник юную инфанту: ее локоны горят, глаза блестят. На полотнах других мастеров глаза девочки тусклые, подбородок грубый и говорит скорее об упрямстве, нежели о добродушии.
Проходят года, девушка позирует то в голубом, то в розовом. Она становится все прекраснее, но вот Веласкес ее уже не рисует. Видимо, любовь – это все-таки залог удачных портретов. Маргарита, написанная неизвестными художниками, совсем некрасива: ужасные губы, тусклые волосы и глаза. Портрет Герарда дю Шато ко всему прочему показывает ее кривой череп и глаза навыкате.
Вскоре инфанту пишет Хуан дель Масо – зять Веласкеса. На его картине девушка изображена изможденной, но определенно лучше всех предшественников. Дальше инфанту изображают перед свадьбой, после свадьбы и уже с детьми. Однако все эти изображения не стоят внимания, ведь на них показана не красота Маргариты, а ее уродство. Наверное, придворная нелюбовь все-таки дала о себе знать.