- Владимир
- Обновлено 07.03.2015 08:47
По прибыльности торговля крадеными произведениями искусства уступает разве что продаже оружия, наркотиков и людей. И тем не менне это дело весьма прибыльное, существует много веков и, как бы мы не старались обезопасить шедевры, процветает. Компетентные в этом вопросе люди озвучивают страшные факты – черный арт-рынок США в год даёт оборот в шесть миллиардов долларов. Представим, какой доход насчитывает мировой рынок?
Картины пропадают и появляются неожиданно, однако, далеко не все полотна оказываются украденными. Какая судьба настигла те или иные шедевры?
Например, нацистская Германия не признавала искусство. Вернее, признавала, но по-своему – то, что им нравилось, они присваивали себе. А то, что отвергали – просто уничтожалось. Самый яркий пример – картина великого мастера эпохи Возрождения Рафаэля «Портрет молодого человека». Её конфисковали у именитой польской семьи в середине 40х годов двадцатого века. После падения фашизма был обнаружен склад с другими картинами, однако произведение Рафаэля там не обнаружили.
В 2010 году из Каирского музея пропало произведение Винсента Ван Гога «Маки». Грабители очень удачно подгадали момент – музей закрывался на ремонт, и, естественно, в помещении не было ни камер, ни сигнализации, и преступники скрылись незамеченными.
Воистину кощунственная участь постигла холст, принадлежащий руке Караваджо «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием». До 1969 года эта работа хранилась в итальянской часовне. Наибольшие подозрения падали на сицилийскую мафию, но в силу отсутствия улик и доказательств преступление остаётся нераскрытым. Но это не самое страшное – шедевр хранился на ферме, среди зерна. Очевидно, никого не интересовала сохранность полотна, и его погрызли грызуны. Когда остатки картины были обнаружены, бандиты поняли, что не смогут её продать, они её попросту сожгли.
Общий праздник и удачно подобранный момент озолотили ещё одного злоумышленника – на встречу Нового 1999 года из Оксфордского музея была украдена картина Поля Сезанна «Вид на Овер-сюр-Уаз». Ровно в полночь, когда все были озабочены шампанским, подарками и загадыванием желаний подлый вор исполнил желание большинства людей в мире – никогда больше не работать. Примечательно, что сам автор произведения не был доволен именно этой своей работой настолько, что не подписал её. Однако, думаю, на цену полотна это не повлияло.